Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе
Центр ОБСЕ в Туркменистане
Экологический Клуб CATENA

 

Информация с ограниченным доступом

Ссылка на соображения государственной или коммерческой тайны – одна из частых мотивировок отказа в предоставлении информации. Основные положения законодательства, которые касаются ограничения доступа к информации, приведены во врезке. Как видно, сведения ”о состоянии экологии” не могут составлять государственную тайну.

Определенные проблемы нередко возникают в связи с понятиями служебной и, прежде всего коммерческой тайны. Единственная статья Гражданского кодекса, определяющая эти понятия, оказывается недостаточной для того, чтобы полностью избежать их произвольной трактовки.

В статье, однако, содержится важное положение о том, что коммерческую тайну может составлять только информация, ”к которой нет свободного доступа на законном основании”. То есть, если доступ к сведениям открыт на основании какого-либо закона, они не могут быть отнесены к коммерческой тайне. Кроме того, Постановление Правительства N 35 от 5 декабря 1991 г. прямо устанавливает, что коммерческую тайну не могут составлять сведения о загрязнении окружающей среды”.

Еще один скользкий вопрос – из законодательных определений не всегда бывает ясно, какую информацию следует относить к экологической, а какую – нет. Особенно часто неопределенность возникает в тех случаях, когда вопрос касается коммерческой и государственной тайн, охраняемых законом. Возможность неоднозначных трактовок определений, данных в различных законах, порождает конфликты.

На конференции министров окружающей среды Европы, которая состоялась в июне 1998 года в Дании, 35 стран Центральной и Восточной Европы подписали разработанную Европейской Экологической Комиссией ООН Конвенцию ”О доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды”. Свое решение не присоединяться к этой Конвенции Россия объясняет ”техническими причинами”. Если бы уже сегодня это международное соглашение действовало на территории Российской Федерации, многие вопросы получения и распространения экологической информации получили бы большую ясность.

 

Правовые ограничения доступа к информации

Закон РФ ”Об информации, информатизации и защите информации”

Cт. 10: 2. Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

3. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

<...> документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом”.

Государственная тайна

Закон РФ ”О государственной тайне”

Ст. 2. <…> государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Закон РФ ”О государственной тайне”

Ст. 7. Не подлежат засекречиванию сведения:

<…>о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности”.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется статьей 5 Закона РФ ”О государственной тайне”. Более подробный перечень утверждается указом Президента ”Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне.

 

Коммерческая тайна

Гражданский кодекс РФ”

Ст. 139, ч. 1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Постановление Правительства РФ ”О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну”

1. Установить, что коммерческую тайну предприятия и предпринимателя не могут составлять:

<…>сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РСФСР и размерах причиненного при этом ущерба.

 

Развитие и трансформация экологической темы в российской журналистике

В эпоху ”развитого социализма” экологическая проблематика в средствах массовой информации имела как бы ”местное” звучание. Писалось о плохих руководителях, которые преступали хорошие советские законы. В то же время часто после появления материала в СМИ следовало ”принятие мер по следам публикаций”. Разумеется, наказание достигало начальников нижнего и (реже) среднего уровня. Тем не менее, это поддерживало иллюзию у многих, что все необходимое для защиты природы и здоровья людей делается. Информация о реальном состоянии окружающей среды допускалась только для служебного пользования, а сведения об ухудшении экологической обстановки в каком-то бассейне, регионе или городе были просто засекречены. Существовала традиция (не только в экологии) не пускать на страницы открытой печати ”плохую” информацию.

В то же время ряд журналистов (например, Песков, Голованов) умели подать свой материал так, чтобы, формально не нарушая законов и проходя Главлит (советскую цензуру), донести до читателя тревогу о состоянии окружающей среды. Например, Песков только одной фразой в публикации о своей малой родине – воронежском Черноземье – ”перепаханы и погублены все малые реки” сумел дать точную картину экологической катастрофы.

Разумеется, были категорически запрещены публикации о катастрофах типа Кыштымской, о состоянии природы на Семипалатинском ядерном полигоне, о воздействии атомных взрывов на Новой Земле на экологию Севера. Более того, публикации в Самиздате такой информации приравнивались к антисоветской пропаганде наряду с критикой советской власти или коммунистической идеологии.

Трансформация нашего общества, реформы Горбачева, приведшие к ослаблению государственного контроля, активизировали экологическое движение. Авария на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 г.), беспрецедентная по своим масштабам, ряд других менее масштабных экологических катастроф (например, Усинская нефтяная авария, когда в бассейне реки Печоры вылилось 100 тыс. тонн нефти) сыграли значительную роль в активизации ”зеленого” движения.

Перестройка изменила отношение к экологическим проблемам и характер их освещения в журналистике. Эти перемены дали экологической журналистике второе рождение, но и создали новые условия и поставили перед ней новые проблемы.

Перестройка была временем больших надежд и больших ожиданий. Хлынул огромный поток информации обо всем, что ранее было секретным. Наряду с информацией о культе личности, экология на какое-то время стала ”горячей” темой. Большинство новостей носили скандально-разоблачительный характер, они проглатывались залпом, как горькое лекарство. Достоянием общественности тогда впервые стала правда о Чернобыльской трагедии и других событиях, повлекших тяжелые последствия для окружающей среды и здоровья людей, данные о состоянии воды и воздуха, о качестве пищи и т.д.

На волне перемен окрепло общественное природоохранное движение, появился ряд новых неправительственных экологических организаций (НПО). Время перестройки характеризуется резким увеличением числа изданий, в том числе неофициальных, и увеличением количества организаций, занимающихся экологическими проблемами.

В эпоху перестройки экологическая журналистика пережила одновременно и подъем, и жанровую трансформацию – из литературного очерка-рассказа о природе или научной статьи – в массовую новость. Именно во время перестройки экологическая тема приобрела социальную и политическую окраску. Со страниц специальных (научных, научно-популярных) изданий проблемы экологии перешли в самые читаемые общественно-политические СМИ: ”Огонек”, ”АиФ”, ”Московские Новости”, на телевидение – в популярные в то время программы ”Взгляд”, ”До и после полуночи” и др.

В социологическом опросе журнала ”Огонек” (декабрь 1989 г.) большинство респондентов выразили обеспокоенность состоянием окружающей среды: они считали, что ухудшение состояния здоровья напрямую связано с ”плохой экологией”. Показательно, что опять-таки большинство респондентов считали, что действия по изменению ситуации предпринимаются, и среди главных рычагов воздействия на ситуацию называли прессу и давление общественности.

Но большие надежды сменились большим разочарованием. С ним пришла психологическая усталость от негативной информации. Люди не видели в газетной и телевизионной информации позитива, не видели реального выхода из сложившейся ситуации. А поскольку в кризисном обществе страх и отчаяние – чувства почти постоянные, фоновые, то орудием мобилизующего воздействия на психику они служить уже не могут. Нормальная защитная реакция мозга – отторжение отрицательной информации. Поэтому, вероятно, стремительное падение тиражей газет и журналов после 1991 года было следствием не только экономических причин (резкое повышение цен на бумагу и почтовые услуги), но и более глубокой, психологической – наступившей в обществе апатии.

Сегодня можно говорить о возрождении общественного интереса к различной проблемной информации, в том числе и экологической. Сейчас люди заинтересованы в получении экологической информации, и с каждым днем эта заинтересованность растет. Причина прозаична – в первую очередь, забота о собственном здоровье или, что более вероятно, о здоровье своих детей.

Материалы на темы экологии занимают прочное место в центральных и региональных СМИ. Все серьезнее становится проблема эффективности этих материалов. Конечно, можно с ностальгией вспомнить о прошлом, когда после публикации в прессе чиновники получали нагоняи и ”правда торжествовала”. Просто раньше пресса ассоциировалась с ”партией и правительством”, считалась ее рупором. Если так напечатали в газете, значит, и власть думает так же – надо принимать меры, не дожидаясь вызова ”на ковер”. Сейчас ситуация в корне изменилась – пресса считается либо независимой, либо выражает интересы определенных политических или финансовых кругов. Во всяком случае, с властью, мнение которой есть руководство к действию, пресса сейчас не ассоциируется, а с общественным мнением, в силу отсутствия сильных демократических традиций в России, считаться пока не привыкли.

 

 


Материалы подготовлены Экологическим Клубом CATENA
The Aarhus Conference - ENVIRONMENT FOR EUROPE
(Последнее изменение документа 23/10/2003)